2 марта 2007

В Беларуси по-новому законодательству будут привлекать к административной ответственности. В процесс не будут допускать правозащитников


С 1 марта 2007 года вступили в силу процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и новый кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Если процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях принят был Палатой представителей 9 ноября 2006 года и одобрен Советом Республики 1 декабря 2006 года, то новый кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях был принят Палатой представителей еще 17 декабря 2002 года и одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года, но вступил в силу только в марте 2007 года. Новый административный кодекс стал не только рекордсменом по длительности срока почти в 4 года от момента принятия его до вступления в силу, но и по частоте изменений в не вступивший в силу закон. За это время двадцать пять раз вносились изменения и дополнения в данный кодекс. Вот такой парадокс. Закон не вступил в силу, а его уже двадцать пять раз «ремонтировали».

В целом можно приветствовать принятие новых кодексов. Например, в процессуальном кодексе более подробно расписаны порядок привлечения к административной ответственности, обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности, введены нормы наказания ниже минимального наказания для тех, кто раскаялся и возместил вред.

Есть и существенный недостаток в процессуально-исполнительном кодексе - представлять интересы физического лица, подвергнутого административному взысканию, сможет только адвокат, что лишает практически возможности привлекаемого к административной ответственности реальной правовой защиты. Общеизвестно, что оказывать правовую помощь в Беларуси могут только «государственные» адвокаты. Институт частных адвокатов ликвидирован. Поэтому правовая помощь в Беларуси дорогая и малоэффективная. Ранее интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, могли представлять правозащитники и другие лица по выбору привлекаемого к ответственности. Ограничение прав лица, привлекаемого к административной ответственности в выборе защитника, явно дискриминационная мера, т.к. даже в уголовном процессе допускается привлечение в качестве защитника родственника с разрешения суда.

К сожалению, ограничения прав гражданина на защиту в уголовном, а теперь и административном процессе, является общей тенденцией законотворческой политики нашего государства.

Внимательно изучив данные кодексы, создается впечатление, что написаны они хорошо, даже с учетом международных норм, но остается осадок, что нас где-то обманывают. А где мы увидим, когда кодексы начнут применять в полном объеме?

Например, в новом административном кодексе отсутствует ответственность за распространение листовок, направленных в защиту прав граждан. Ранее эта норма была, хоть и в закамуфлированном виде. Отсутствуют и другие антиконституционные меры административной ответственности, которые были ранее в административном кодексе. Это настораживает. Не верится, что наше государство внезапно откажется от жесточайших репрессий за попытку реализации прав граждан на свободу мирных шествий, собраний и демонстраций, на свободу слова, высказывания мнений и т.п. Все в кодексах слишком правильно и красиво написано, но как-то искусственно. Скорее всего, правоприменительная практика всё поставит на свои места.

Суммы штрафов по новому кодексу, конечно, огромные по сравнению с нашей заработной платой в 5-10 базовых величин в месяц. Теперь административный суд может налагать арест на имущество в счет обеспечения будущего штрафа. Правда, для физических лиц максимальная сумма штрафа ограничена в 50 базовых величин (примерно 750 долл. США), это уже легче, т.к. А.Лукашенко ввел ранее штрафы своим декретом до 300 базовых величин на инакомыслящих граждан (за митинг, собрание и т.п.). Много это или мало? Конечно много. Напомню, что до прихода к власти А.Лукашенко максимальная сумма административного штрафа налагаемого на граждан была установлена законом не более 10 рублей (при средней з/плате в 180 рублей).

Максимальная величина конфискаций судом имущества у граждан не ограничена. Это понятно, т.к. у нас в Беларуси очень большая сеть магазинов по продаже конфискованного товара. Целая индустрия. Это одно из составляющих белорусского экономического «чуда» - конфискация имущества под любым предлогом и дальнейшая его перепродажа. Так проще получать доход, чем строить заводы и производить продукцию.

Теперь суды будут давать максимально по 25 суток административного ареста, вместо 15 суток ранее. Может быть, законодатель считает, что 25 суток лучше, чем 15. Причем, непонятно: из чего платить деньги за содержания на сутках в Спецприёмнике, если обязательное привлечение к оплачиваемому труду арестантов отсутствует. Что делать, если гражданин не работает, как большинство Белорусов сегодня? Будут отбирать деньги у его семьи и детей за содержание в Спецприёмнике? Ранее в административном кодексе была норма об обязательном привлечении к оплачиваемому труду лиц, подвергнутых административному взысканию в виде административного ареста. Из заработанных денег он мог оплатить свое содержание. А как быть сейчас? Теперь такую норму из кодекса убрали.

"Подводных камней" в этих кодексах очень много. Будем надеяться, что недостатки в кодексах будут устранены. А пока милиция не знает, по какой статье нового административного кодекса привлекать граждан за распространение информационных листовок и другого агитационного материала.


Валерий Левоневский


Полезные ссылки по теме:

- Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях -
20 декабря 2006 г. № 194-З
Принят Палатой представителей 9 ноября 2006 года
Одобрен Советом Республики 1 декабря 2006 года

- Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

- Кто может быть адвокатом в Беларуси?



« Главная страница