18 октября 2007
В Беларуси началось повальное выявление «нарушений» с так называемыми самовольными застройками и захватом земель. Проблему можно было бы не обсуждать, если бы дело касалось единичных случаев проворовавшихся чиновников. «Но масштабы этой акции похожи на эпидемию, которая начинает прогрессировать и нарушает права десятков тысяч добропорядочных граждан», - считает один из лидеров Белорусской оппозиции Валерий Левоневский.
Парадокс ситуации заключается в том, что война государства идет с собственными гражданами, которые честно заработали деньги, заплатили налоги и вместо вывоза своих сбережений за границу решили что-то построить для себя и своих детей на своей родине и земле своих предков. Причем, построить на землях до сих пор пустовавших. Государственные чиновники с большевистским рвением ищут формальные признаки нарушения законов застройщиками с целью наложения штрафов и отъема строений у граждан. Понятно, что все эти процессы идут под предлогом борьбы с чем-то и за справедливость. Как обычно - в последнее время.
Проблема заключается в том, что эти имущественные репрессии коснутся десятков тысяч наших граждан, которые имели неосторожность вложить накопленные средства на родине. Многие аналитики считают, что данные мероприятия связаны с необходимостью залатать огромные дыры в бюджете. Нетрудно догадаться, что эта компания скоро перекинется и на жилой фонд. Уже приняты законодательные акты, когда без участия в судебном процессе проживающих в квартире, можно их выселить из квартиры.
В этом процессе нет ничего удивительного. Так поступали большевики в 1917, 1928, 1937. История повторяется. Всё ради сохранения власти?
Возникает законный и простой вопрос. Участок застраивается не за один день. Как правило, на это уходят годы. Куда же смотрят всё это время местные органы власти и контролирующие органы. Если не принимают мер по проверке законности строительства и использовании участка многие годы, то значит, одобряют. Так за что же наказывать застройщика или землепользователя?
Беларусь за последние десять лет превратилась в достаточно бедную страну. Чтобы остановить «падение в пропасть», государственная политика должна поощрять застройщиков и людей, вкладывающих деньги в строительство собственного жилья. В этих домах будут жить их дети, внуки. Привязка человека к земле, к собственности - это основа любой государственности.
Государство должно искать пути узаконивания этих строений, а не искать формальные поводы для их отмены. Тогда доверие граждан к государству будет возрастать.
«Что касается правильности или неправильности оформления документов, законности строительства, выделения или не выделения участков, то за это должны отвечать конкретные должностные лица, члены всевозможных комиссий и коллегиальных органов, которым государство доверило эти функции, а не пользователи земель и застройщики», - считает Валерий Левоневский.
Пока, к сожалению, всевозможные комиссии, исполкомы, сельсоветы, проверяющие и чиновники, ответственные за выделение или не выделение участков под строительство и контроль за использованием земель посмеиваются над этими нововведениями – так как перераспределять дома и участки после их конфискации будут скорее всего опять же они и снова без какой-либо ответственности.
На сегодняшний день компания по штрафам и изъятию земель продолжает набирать обороты, государственные СМИ и чиновники обосновывают правильность этих действий, вот лишь некоторые примеры:
«Вечерний Гродно»
Коттеджи на берегу Лососянки оказались под угрозой сноса. По результатам проверки предоставления и использования земли штрафы наложили на 51 человека, направили десятки предписаний по сносу незаконных строений.
Правильно ли используется земля в районах индивидуальной застройки, кто стоял и кто не стоял в очереди на ее получение, а также кто захватил участки, выяснял Комитет госконтроля Гродненской области. «Нарушения обнаружили во всех районах, – сообщил заместитель начальника КГК области Александр Дингилевский. – Если строение возведено незаконно, оно подлежит сносу (кроме садовых домиков). Но вначале налагается штраф и дается возможность легализовать недвижимость».
«Вас здесь не стояло»
В Волковысском райисполкоме с 1993 года в очереди на выделение земельных участков для строительства жилых домов стоит 171 человек. Но очередность выделения земельных участков в исполкоме не соблюдается. Из 15 человек, получивших земельные участки в 2006–2007 годах, только один гражданин стоял в очереди с 1 июля 1999 года, шесть граждан не числятся в журналах регистрации, остальные стояли в очереди только от 1 до 6 месяцев. Кроме того, большинство в улучшении жилищных условий не нуждалось.
Хотя очередь на участки в Волковысском районе, как сказано выше, состоит из более чем полутора сотен человек, Субочский сельисполком предоставлял земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома жителям других районов. Например, двум жителям Свислочи и одному из деревни Кваторы Берестовицкого района.
Грузовики в огороде
Получив землю для ведения личного подсобного хозяйства или обслуживания жилого дома, ретивые владельцы разворачивают там строительство гаражей, бань или устраивают автомобильную стоянку. В деревне Викшняны Ивьевского района гражданка О. Гидель арендовала более двух с половиной гектаров для ведения личного подсобного хозяйства. При обследовании участка на его территории находились два грузовика (DAF и МАЗ-54323), без разрешения построены два гаража и две пристройки, автозаправочная, баня и пруд. В той же деревне разместили возле дома пять большегрузных автомашин, построили гаражи и навесы. Если хозяева не приведут землю в порядок, участки изымут, а постройки снесут.
В Гродно на улице Дальней возле жилого дома развернулось настоящее производство. Хозяйка участка умерла несколько лет назад, а предприниматель, который жил в доме, часть участка использовал для оказания услуг по диагностике автомобилей.
Минчане скупают северные земли
Интерес столичных состоятельных людей распространился на участки в северных районах области. Анна Иванова, живущая в Минске, приобрела в деревне Ёди Островецкого района дом с хозпостройками на участке в водоохранной зоне озера, входящего в черту заказника «Сорочанские озера». Позднее она самовольно прихватила земли в прибрежной полосе, построила от дома к озеру благоустроенную пешеходную дорожку с бетонной плиткой. Для комфорта установила электрические фонари и симпатичный мостик-площадку в озеро Ёди.
Еще один минчанин после приобретения жилых домов с хозпостройками в деревне Горани Сморгонского района на участках в водоохранной зоне озера Свирь возвел новые хозпостройки, не согласованные с отделом архитектуры и строительства Сморгонского райисполкома и с районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды района. Все лишнее с берегов водоемов придется убрать и уплатить штраф.
Штраф или снос?
Несколько лет назад в прибрежной полосе Лососянки выросла улица коттеджей. По сведениям Гродненской городской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, при выделении участков владельцев предупреждали о том, что на этой земле нельзя строить дома, в том числе запрещено пахать и сеять. «С одной стороны, особого ущерба природе нет, – сказала начальник инспекции Ирина Алёхина. – Но штрафы мы наложили, а сносить или нет, решит госконтроль». По нашим сведениям, дальнейшую судьбу недвижимости на Лососянке решит суд.
А что происходит в прибрежной полосе реки Лестница, протекающей по территории Гожского сельсовета? Здесь расположены земельные участки садоводческих товариществ «Сосновый бор» и «Строитель-80». Более 10 членов этих товариществ, самовольно, без получения соответствующих разрешений и в нарушение природоохранного законодательства продлили границы своих участков до русла реки Лесница и возвели заборы, гаражи, бани, туалеты и другие вспомогательные постройки. В результате их незаконных действий по самовольному захвату земель был полностью перекрыт доступ к водоему. По результатам проверки даны поручения районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, землеустроительной и геодезической службе района и Гожскому сельисполкому по упорядочению вопросов использования земельных участков членами садоводческих товариществ в прибрежной полосе реки Лестница и привлечении за допущенные нарушения виновных лиц к административной ответственности.
В квартале жилой застройки «Вильяново» деревни Озеры Гродненского района под индивидуальное жилищное строительство освоены три участка. Земли переданы в частную собственность. Но сельисполкомом вместо положенных 15 соток (по генплану застройки) выдано владельцам по 20–25. Претензии КГК есть по поводу прудов, навесов, беседок, оборудованных без разрешений. «Чем плохо, что я сделал бывшие пустующие земли красивыми и удобными для жизни и отдыха? – изумился один из виноватых владельцев недвижимости. – Надо, конечно, получать бумаги, но на это не всегда есть время».
Официально КГК
26 сентября 2007 года состоялось заседание коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь, которое провел Председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать
В ходе заседания коллегии были рассмотрены результаты проверки законности предоставления и использования земельных участков в Минском районе. Проверки показали, что при изъятии и предоставлении земельных участков должностными лицами Минского районного и сельисполкомов нарушалось законодательство, не использовалась возможность пополнения местного бюджета за счет предоставления участков на аукционах; в Минском районе Минприроды, облисполкомом допущен формальный подход к обеспечению исполнения законодательства в части ограничения хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах водоемов; государственный контроль за охраной и использованием земель в части выявления, пресечения и предотвращения правонарушений на территории Минского района Минскими облисполкомом и райисполкомом, Минприроды, Минлесхозом, Госкомимуществом и их территориальными организациями в полной мере не обеспечивается.
Установлены многочисленные случаи предварительного согласования размещения, а также предоставления земельных участков с нарушением требований законодательства, необоснованного отказа в предоставлении земельных участков, самовольного занятия земель путем расширения границ отведенных земельных участков, длительного (по несколько лет) их использования из–за отсутствия государственного контроля со стороны исполкомов и уполномоченных органов госуправления, вырубка леса в лесах первой группы и строительство без разрешительных документов, нецелевое использование земельных участков.
В 11 из 19 сельисполкомах Минского района не проведена в полном объеме инвентаризация земель сельских населенных пунктов. Минский облисполком задачу проведения инвентаризации земель сельских населенных пунктов фактически переложил через райисполком, на сельисполкомы, которые не имеют в своем составе соответствующих специалистов (землеустроителей) и в связи с этим не в состоянии квалифицированно провести инвентаризацию земель.
В соответствии с требованиями законодательства изъятие и предоставление земельных участков из сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда для целей, не связанных с назначением этих земель, осуществляется Президентом Республики Беларусь.
Вместе с тем, установлено, что Минским райисполкомом были приняты решения о предоставлении 9 земельных участков площадью 1,35 га, покрытых лесом, для дачного строительства в дачных поселках Ждановичи–6 и Ждановичи–1, а также 12 земельных участков площадью 1,73 га лесных и пахотных земель без их изъятия у Департамента финансов и тыла МВД — для дачного строительства в дачном поселке «Криничный» МВД Республики Беларусь и на примыкающих к поселку землях.
На землях Ждановичского сельисполкома было выявлено, что 12 землепользователей осуществляли пользование земельными участками общей площадью 0,56 га под размещение торговых объектов (кафе) без наличия правоустанавливающих документов на эти участки, только на основании имеющихся у них выкопировок из плана границ землепользования Минского района, согласованных председателем Ждановичского сельисполкома Москалевым В.В., должностными лицами уполномоченных служб района. По факту данных нарушений доначислено и предъявлено нарушителям к уплате до 15.11.2007 земельного налога в сумме 60,2 млн. руб. По состоянию на 11.09.2007 уплачено 17,6 млн. руб.
В нарушение установленного порядка, без принятия коллегиального решения бывшим председателем Колодищанского сельисполкома Бондой Т.П. 83 гражданина были лишены права пользования ранее выделенными им земельными участками. В отношении бывшего председателя сельисполкома прокуратурой Минского района и прокуратурой Минской области по указанным фактам нарушений законодательства в ноябре 2006 года, в январе и июне 2007 года возбуждено 6 уголовных дел.
В отношении бывшего председателя Щомыслицкого сельисполкома Кирковского Г.В. 30.08.2007 Генеральной прокуратурой по фактам нарушения законодательства при принятии решений об изъятии и предоставлении земельных участков, выявленных Комитетом госконтроля, возбуждено уголовное дело.
Факты принятия с нарушением законодательства решений о предоставлении земельных участков были выявлены также в Горанском, Крупицком, Луговослободском, Острошицко–Городокском, Михановичском, Юзуфовском и Сеницком сельисполкомах.
Сельисполкомами не обеспечивался контроль за внесением гражданами сборов на инфраструктуру с физических лиц при отводе земельных участков под индивидуально–жилищное строительство, на возмещение затрат за созданную инженерно–транспортную, социальную инфраструктуру при предоставлении организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам земельных участков под новое строительство и расширение существующих, а также на строительство объектов при предоставлении земельных участков.
Не обеспечивается соблюдение требований действующего законодательства сельисполкомами Минского района при сдаче земельных участков в аренду. Установлено, что до настоящего времени Ждановичским, Крупицким, Луговослободским, Новодворским, Острошицко–Городокским, Михановичским и Сеницким сельисполкомами договоры аренды (174 договора) земельных участков не приведены в соответствие с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 74 «О совершенствовании порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (не оформлены дополнительные соглашения с арендаторами к действующим договорам или не перезаключены договора аренды в связи с изменениями размера арендной платы). В результате арендная плата уплачивается без учета повышающих коэффициентов, установленных данным Указом.
Природоохранной, землеустроительной службами, государственной лесной охраной недостаточно осуществляется государственный контроль за соблюдением законодательства при использовании земельных участков.
На территории Боровлянского, Ждановичского, Горанского, Щомыслицкого, Клодищанского, Лошанского, Луговослободского, Новодворского, Острошицко–Городокского, Папернянского, Михановичского, Мачулищанского, Юзуфовского, Сеницкого, Самохваловичского, Хатежинского и Петришковского сельисполкомов выявлено 198 фактов самовольного занятия гражданами и юридическими лицами земельных участков общей площадью около 12 га, из них 100 на землях лесного фонда площадью 6,8 га, а также 27 фактов самовольного строительства.
Кадастровая стоимость самовольно занятых участков только в Боровлянском сельисполкоме (1,45 га) составляет 194 тыс. дол. США, Ждановичском (3,26 га) — около 330 тыс. дол. США.
В ходе проверки Боровлянского, Ждановичского, Щомыслицкого и Острошицко–Городокского сельисполкомов установлено, что в нарушение требований статьи 65 Кодекса Республики Беларусь о земле, на земельных участках, предоставленных гражданам для строительства и обслуживания жилых домов, организованы станции технического обслуживания автотранспортных средств и склады. Аналогичные факты нецелевого использования земельных участков установлены в ходе проверки Боровлянского и Колодищанского сельисполкомов.
В ходе проверки установлены многочисленные факты нарушений природоохранного законодательства.
Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных полос многих водных объектов, находящихся в районе, Минскими облисполкомом и райисполкомом, в нарушение требований постановления Совета Министров от 21.03.2006 № 377 «Об утверждении Положения о порядке установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов и режиме ведения в них хозяйственной деятельности и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь», не утверждены и границы этих зон и полос не обозначены на местности.
При этом следует отметить, что Минприроды не приняты необходимые меры по реализации указанного постановления, касающиеся обеспечения установления границ водоохранных зон и прибрежных полос, не обеспечено строгое соблюдение режима хозяйственной деятельности в них.
До сельисполкомов Минского района не доводятся решения облисполкома и райисполкома, устанавливающие границы и размеры водоохранных зон и прибрежных полос водоемов, расположенных на их территории. В результате Щомыслицким сельисполкомом в нарушение законодательства произведено по согласованию с Минской районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды выделение земельных участков в д. Строчица, находящихся в прибрежной полосе водохранилища «Птичь», на которых возведено 4 жилых дома.
По результатам проверок землепользователям выдано 268 предписаний об устранении нарушений, привлечено к административной ответственности 359 физических и юридических лиц на сумму 139,05 млн. руб.
Рассмотрев результаты проверки законности предоставления и использования земельных участков в Минском районе коллегия постановила направить в Генеральную прокуратуру материалы проверки по выявленным и не пресеченным до настоящего времени фактам нарушения законодательства землепользователями для дачи правовой оценки данным нарушениям и принятия мер по их пресечению; отметила неудовлетворительную работу Минского облисполкома и Минского райисполкома, Минприроды, Минлесхоза, Госкомимущества и их территориальных органов по обеспечению государственного контроля за использованием и охраной земель, лесного фонда на территории Минского района.
Минскому облисполкому необходимо обеспечить проведение в соответствии с требованиями законодательства, достоверной и полной инвентаризации земель сельских населенных пунктов, и по ее результатам принять меры по дальнейшему целевому использованию земельных участков.
Минприроды предложено принять необходимые меры до 01.01.2008 по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2006 № 377 «Об утверждении Положения о порядке установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов и режиме ведения в них хозяйственной деятельности и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»; Госкомимуществу обеспечить проведение до 01.01.2008 совместно с местными исполнительными и распорядительными органами полной и достоверной инвентаризации земель сельских населенных пунктов, систематизацию сведений о собственниках, землевладельцах, землепользователях и арендаторах земельных участков и постоянное их обновление.