27 октября 1999

Об истории развития профсоюзов предпринимателей и лиц работающих по найму


Беларусь является уникальной страной. В том смысле, что это единственная страна, где созданы и получили широкое распространение профсоюзы (!!?) предпринимателей. Многие наши западные и восточные партнеры не понимают. Как такое может быть профсоюз работодателей? Союзы, ассоциации предпринимателей, клубы - понятно, но при чем тут профсоюзы предпринимателей?

Дело в том, что словом предприниматель законодательство в Республике Беларусь объединило и крупных бизнесменов, имеющих 1000 людей наемного труда и мелких торговцев, имеющих одного или двух работающих лиц по найму, или, вообще занимающихся своим делом в одиночку. Если крупные предприниматели в состоянии содержать юристов, бухгалтеров и других специалистов, способны себя хоть как-то защитить от произвола государства, то мелкие предприниматели, такой возможности лишены.

Для того, чтобы разобраться в природе профсоюзов предпринимателей и лиц работающих по найму необходимо дать пояснения по некоторым вопросам.

1) Что такое индивидуальные предприниматели в республике Беларусь?

Мелкие индивидуальные предприниматели- это примерно 100-130 тысяч человек, плюс еще 250-350 тысяч человек, которые у них работают по найму. Мелкие предприниматели никак не защищены действующим законодательством. Трудовое законодательство на них не распространяется. Основным работодателем для мелкого предпринимателя, в классическом понимании этого слова, является государство. Государство регистрирует предпринимателей (дает им право работать), издает правила, по которым работает предприниматель. Фактически, индивидуальный предприниматель является наемным рабочим у государства. Единственное отличие его от рабочего на предприятии это то, что он вкладывает в свой бизнес собственные деньги, отвечает по своим обязательствам своим имуществом, работает более 12 часов в сутки и содержит за эти деньги свою семью. Наемными рабочими у предпринимателя, как правило. являются либо его близкие родственники, либо хорошие знакомые. Правильно эту категорию людей было бы назвать - лавочники, таксисты, ремесленники и т.п.

Основная масса индивидуальных предпринимателей- бывшие инженеры, учителя, преподаватели, юристы, офицеры армии и милиции , врачи. Многие просто не могут прокормить свою семью за низкую зарплату или пенсию и вынуждены попробовать свои силы в сфере малого бизнеса.

Более 60% индивидуальных предпринимателей имеют высшее и среднее специальное образование.


2) Почему предприниматели и лица работающие у них по найму вынуждены объединяться в профсоюзы предпринимателей?

Предприниматели- зарождающийся средний класс в нашей стране. Средний класс- основа любого цивилизованного общества. Нынешнее государство вынуждено бороться с зарождающимся средним классом, т.к. средний класс- противник любой диктатуры. Основная причина благосостояния Европы и Америки- огромное количество людей со средним достатком. Диктатура в этих странах в принципе невозможна. Все, в том числе, и власти понимают, что процесс образования среднего класса в Беларуси (в центре Европы) необратимый. Но данный процесс можно замедлить

Индивидуальное предпринимательство в Республике Беларусь начало развиваться примерно в 1991 году. Наибольшее развитие оно получило в 1994-95 годах. Если бы к власти не пришел А.Лукашенко, то предпринимательство в нашей республике развилось бы сегодня очень сильно и экономика Беларуси была бы на уровне Польши или даже выше. Начиная примерно с 1995 года, А.Лукашенко объявил войну свободному предпринимательству в Беларуси. Основная причина такого поведения А.Лукашенко заключается в том, что, придя к власти, он поставил своей целью создать собственную диктатуру. Причем диктатуру извращенную- с элементами коммунизма и фашизма. Понимая, что зарождающийся средний класс будет противником любой диктатуры, он начал комплекс мер по уничтожению среднего класса.

Как сказал мне в приватной беседе министр предпринимательства и инвестиций А.Сазонов:- «Мы давно бы Вас закрыли (предпринимателей), да деть Вас некуда».

Дело в том, что индивидуальные предприниматели и их семьи, вне зависимости от того, получают они доход или нет, лишены фактически права на любые пособия и социальные гарантии. Индивидуальным предпринимателям запрещено стоять на бирже труда в поиске работы, они не получают даже нищенского пособия по безработице. Благодаря индивидуальным предпринимателям государство манипулирует цифрами безработных в стране в сторону уменьшения.

Полный запрет предпринимательства может обернуться социальным взрывом. Так как индивидуальные предприниматели содержат свои семьи и многих чиновников. Государство выбрало иной путь по уничтожению среднего класса- создание правил (законов), по которым можно отбирать имущество (личный доход) у предпринимателей по формальным и надуманным признакам. В государстве создана система штрафов, финансовых санкций, уголовного и административного преследования предпринимателей имеющих какой либо доход. В стране, где судебная, исполнительная и законодательная власть принадлежит А.Лукашенко- это сделать несложно. Оскорбления в адрес предпринимателей по телевидению А.Лукашенко- норма для Беларуси.

Предприниматели в Республике Беларусь, как правило, платят налоги перед началом работы (фиксированный налог). Несмотря на это, их штрафуют за сокрытие дохода, который они не получали. Примеры:

- предприниматель торгует на рынке шариковыми ручками. За право торговли он заплатил все налоги на месяц вперед (из расчета, что у него будет товарооборот в 1000 минимальных заработных плат в месяц). Вор украл у предпринимателя одну шариковую ручку. Нехватка на рабочем месте этой одной ручки считается «сокрытием дохода» и предприниматель подвергается административному штрафу в пять минимальных заработных плат. Второе такое «нарушение» – уголовная ответственность. Только за последнее время возбуждено более 500 таких уголовных дел.

- У предпринимателя, занимающегося торгово-закупочной деятельностью товарооборот составил 10.000 долл. США в год. В декларации о доходах он указывает, что затраты на покупку товара составили 8.000 долл. и чистый доход соответственно 2.000 долл. Налоговый орган не признает закупочные и другие документы на покупку данного товара и составляет Акт проверки. В акте проверки указывает, что чистый доход у предпринимателя= валовому доходу (товарообороту). 8.000 долл. в данном случае считаются сокрытие дохода и предприниматель должен выплатить суммы штрафов до 20.000 долл.США.

В счет обеспечения иска у предпринимателя отбирается все имущество, находящееся дома. Споры в судах для предпринимателя обречены, как правило, на провал. Более того, предпринимателю посмевшему спорить с контролирующими органами могут начислить еще большие штрафы и финансовые санкции.

- товар подлежит конфискации при перевозке или реализации у предпринимателя, если проверяющему не понравятся накладные или другие документы на товар, отсутствует справка о покупке валюты, если товар закуплен за рубежом (как известно в Беларуси невозможно легально купить валюту) или по иным причинам.

Весь государственный аппарат занимается тем, чтобы придумать правила, по которым можно отобрать у гражданина определенные суммы денег, кроме налогов. Причем эти поборы составляют суммы в десятки раз превышающие налоги.


Вывод: Профсоюз предпринимателей нужен для защиты экономических и социальных прав индивидуальных предпринимателей и лиц работающих по найму. Предприниматель сам не может себя защитить от произвола государства- потому что будет раздавлен государственной машиной. У профсоюза есть шанс отстоять не только интересы одного предпринимателя, но и целой группы предпринимателей путем массовых акций протеста, путем предложений по изменению действующего законодательства, путем создания собственной юридической службы бесплатной правовой помощи, а так же издавая собственные профсоюзные издания. С бандитским государством можно бороться, только имея сильную структуру.


Еще одна проблема: вымогательство взяток у индивидуальных предпринимателей.

В стране создана хорошо организованная система вымогательства взяток. Каждый индивидуальный предприниматель вынужден платить взятки различным проверяющим до 20 раз в год и более. Законодательство позволяет наказывать предпринимателя по формальным признакам несколько раз в день. Будет работать предприниматель или нет зависит от проверяющего. У каждого инспектора есть свой план по штрафам и финансовым санкциям. 100% предпринимателей работают с нарушениями правил, установленных государством (эти правила заведомо не выполнимы). Дашь взятку- проверять не будут. Не дашь- штраф и тюрьма. Вступать в конфликт с проверяющим опасно. Человек, заявивший о даче взятки, больше работать не сможет. Его замучают проверками.


Вывод: С данным пороком, возведенным в ранг государственной политики, можно бороться, только создав организацию предпринимателей - профсоюз. Профсоюз обобщает факты поборов и взяток. Он создает обстановку, в которой проверяющие начинают бояться огласки случаев вымогательства взяток. От имени профсоюза можно подавать соответствующие заявления, без указания конкретных фамилий предпринимателей, у которых вымогают взятки.


Еще одна большая проблема- Аренда торговых мест.

Чтобы осуществлять, например торговлю, нужно торговое место. Торговать вне специально отведенных мест запрещено. Торговые места на рынках предоставляют различные коммерческие структуры…. образованные местными властями, ведомствами и родственниками различных чиновников. За метр торговой площади предприниматель вынужден платить больше, чем за аренду однокомнатной квартиры. При этом предприниматель не имеет никаких прав и зависит от воли администратора рынка, а не от закона. Монополизм государства и около государственных структур в данной сфере позволяет диктовать любые условия индивидуальному предпринимателю. В случае несогласия- предприниматель изгоняется с торгового места и остается без средств к существованию.


Вывод: профсоюз предпринимателей нужен для защиты предпринимателей от произвола администрации рынка.


Примечание: Мы, Гродненский профсоюз предпринимателей, пробовали взять в аренду землю для постройки собственного вещевого рынка. Власти города отказали в предоставлении земли под аренду на строительство рынка.


Постоянно меняющееся действующее законодательство в области предпринимательства, большой объем законодательных, нормативных и правовых актов (более 5.000 машинописных листов) делают изучение данного законодательства индивидуальным предпринимателем невозможным. Никто в Республике Беларусь, даже проверяющие, не знают законодательства в области предпринимательства в полном объеме. Для обучения индивидуальных предпринимателей необходимо проводить правовое обучение. Но и здесь много трудностей. Первая большая трудность это отсутствие помещения для проведения обучения. Местные власти ввели разрешительную систему на проведение собраний и проведение семинаров. Причем разрешение надо получать за 15 дней до начала проведения семинара. Как правило, власти отказывают в выдаче разрешений на проведение собраний и семинаров. Существующие бизнес- центры требуют огромную плату за аренду помещения, что делает проведение семинаров также невозможными.

Взятие в долгосрочную аренду помещения большой площади также проблематично. Как правило, власти говорят о том, что площадей для аренды нет. Да и за аренду помещения городские власти требуют по 6 долл. за квадратный метр арендуемой площади. Бюрократическая волокита в получении помещения в аренду создает огромные трудности в данном вопросе. Купить же свое помещение за свои средства, оборудовать его сложно из-за острой нехватки денежных средств.

Законодательство в сфере индивидуального предпринимательства имеет свою ярко выраженную специфику. Нельзя распространять положительный опыт в сфере предпринимательства зарубежных стран на Республику Беларусь в чистом виде.

Как правило, в существующих бизнес- центрах и других организациях, созданных при исполкомах, нет специалистов-практиков в области индивидуального предпринимательства. Профессора и юристы-теоретики страшно далеки от реальной предпринимательской жизни и не могут оказать реальной правовой помощи. Это вторая большая проблема.

Эту проблему профсоюзы предпринимателей пытаются решить через бюллетени «Предприниматель», где даются советы юристов, через консультации юристов-практиков, с которыми сотрудничает профсоюз.


Еще одно существенное препятствие в развитии предпринимательства- это регистрационная система для профсоюзов и общественных организаций. Система подразумевает наличие юридического адреса (без наличия юридического адреса в регистрации будет отказано). Иметь юридический адрес по месту жительства запрещено законом. Подавляющее большинство нежилого фонда (т.е. место, где можно получить юридический адрес) принадлежит государству. А государство отказывается предоставлять помещения для прогрессивно настроенных общественных организаций и профсоюзов. Так, в г.Гродно всем первичным организациям свободного профсоюза отказывают в предоставлении помещения для юридического адреса. Тем же, кому предоставили помещения (из неугодных), путем повышения арендной платы и другими способами заставляют покинуть помещения.


Одно из направлений по расколу предпринимательского движения и уничтожения среднего класса- это создание министерств и ведомств, комитетов, пропрезидентских общественных организаций и профсоюзов, которые будут «надувать щеки» и делать вид, что они защищают предпринимателей.

Министерство предпринимательства и инвестиций.

Существует уже два года.

Имеет огромный штат работников, занимает большие площади под кабинеты по всей республике, качает немыслимые денежные средства из худого бюджета страны. Два года сотрясает воздух. Проводит съезды, сотрудники министерства и лица, приближенные к нему, ездят в зарубежные командировки толпами. Результат работы- «ноль». Ни одного дельного предложения или нормативного акта. Только сотрясание воздуха.

Бесчисленное количество комитетов и «общественных» организаций при Правительстве и Президенте. Еще одна большая армия паразитов. Создана эта армия для введения мирового сообщества и населения Республики Беларусь в заблуждение. Они разъезжают по зарубежным странам и рассказывают, как хорошо живется предпринимателям в Республике Беларусь. Те приезжают, вкладывая деньги и… проклинают тот день, когда их надоумили приехать в эту республику. Жульничество на республиканском и международном уровне. Но дураков в мире осталось очень мало. Инвестировать в страну с бредовым, ежедневно меняющимся законодательством в области предпринимательства и налогообложения никто не хочет. Даже собственные потенциальные инвесторы предпочитают вкладывать свои капиталы вне территории Беларуси.

Еще одно направление освоено данными «общественниками». Присвоение финансовых (международных и внутренних) потоков, предназначенных для развития общественного и предпринимательского движения. Вчерашняя партноменклатура и их единомышленники, которые боролись всю жизнь с ростками предпринимательства, объявили себя самыми главными защитниками предпринимателей и выстроились в очередь за бюджетными и внебюджетными деньгами.


Почему предприниматели не могут объединяться в предпринимательские союзы и бизнес- клубы для защиты своих прав и законных интересов?


Предпринимательские общественные организации (союзы, клубы и т.д.) не могут эффективно защищать себя и своих членов. Сегодня стоит вопрос не о развитии предпринимательства, а о его выживании.

Для защиты прав и законных интересов предпринимателей необходимо вступать в конфликт с государственными чиновниками. После первого же конфликта у данной общественной организации будет финансовая проверка, выставлены сумасшедшие санкции и данная организация будет закрыта. Налоговая или иная проверка- любимый способ власти расправиться с любой неугодной организацией.



Другое дело профсоюзы. Во-первых, профсоюзы имеют право на забастовку и защищены пока еще внутренним и международным законодательством.

Статья 23 закона Республики Беларусь «О профессиональных» союзах запрещает контроль государства над финансовыми средствами профсоюза, за исключением доходов от коммерческой деятельности. Следовательно, вероятность давления государства путем «проверок» на профсоюзы ограничена.

Во-вторых, индивидуальным предпринимателям профсоюз более подходит по определению, так как предприниматели объединяются по профессиональному признаку - профсоюз торговцев (торгующих на рынке), профсоюз таксистов и т.п.


Существующие предпринимательские союзы - это, как правило, около государственные структуры, не имеющие отношения к реальному предпринимательству. Законодательство в области предпринимательства разрабатывается людьми далекими от делового мира.


Профсоюзы предпринимателей начали создаваться активно в 1996 году, т.е. когда государство начало уничтожать предпринимателей как класс.

В связи с тем, что в Беларуси существует большая проблема с официальным признанием негосударственных предпринимательских структур и профсоюзов (регистрация), предприниматели образовываются в профсоюзы под уже существующими профсоюзами. Предпочтение нами отдано Свободному Профсоюзу Белорусскому. Это вынужденная и необходимая мера, так как это упрощает процедуру получения печати и юридического статуса.

Реально в Республике Беларусь малым предпринимательством управляет стачечный комитет предпринимателей. Эта структура не зарегистрирована и существует уже более двух лет. В стачечный комитет входят различные профсоюзы предпринимателей и лиц работающих по найму, предприниматели, инициативные группы предпринимателей. Эта реальная структура, которую официально не признает власть. Стачком организовал более 5 общереспубликанских забастовок предпринимателей, в том числе с прекращением уплаты налогов и других платежей в бюджет в знак протеста против произвола властей. С участием стачкома организовано ряд многотысячных митингов в защиту экономических прав граждан.

Сегодня стачком работает над укреплением своих структур в областях и районных центрах. Идет работа по созданию республиканской структуры предпринимателей. Мы готовы к тому, что власти откажут ее регистрировать. Для нас это уже неважно. Все решения стачкома выполняются по всей республике, вне зависимости от его регистрации.

Вот такая история.

Мы, средний класс, были, есть и будем, вне зависимости от того будет нас признавать нынешнее жулье, захватившее власть или нет. С этими проходимцами и популистами нам не по пути. А это уже политика. Мы если решили одолеть жуликов, мы их одолеем. Причем очень скоро. Дуракам не место в руководстве Беларуси.



Валерий Левоневский



Примечание: допускаются любые сокращения и использования отдельных выдержек данного обозрения. Ссылка на автора обязательна.



« Главная страница